Один из самых древних и знаковых монастырей столицы. По преданию, основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси.
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
История монастыря
Точная дата основания обители неизвестна. Предположительно, это произошло либо в 1315-м, либо в 1326 году, когда митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Также существуют версии, что монастырь основал Иван Калита или Дмитрий Донской, после победы в Куликовской битве.
Изначально обитель, как и многие строения Москвы того времени, была деревянной. Первым построенным храмом была церковь святых апостолов Петра и Павла. В 1514 году появился первый каменный храм – собор Петра митрополита, построенный итальянским архитектором Алевизом Новым. После этого монастырь стал называться «Высоко-Петровским», так как располагался на высоком берегу реки Неглинной. Однако второе название «Петропавловский» сохранялось до XVIII века.
По прошествии Смуты, в 1612 году, монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. Во второй половине XVII века территория обители значительно расширилась, за счет усадьбы Нарышкиных.
Во время правления Петра I началось обширное каменное строительство – были возведены:
- Боголюбский храм, ставший семейной усыпальницей Нарышкиных (родственников царя по линии матери);
- Сергиевская церковь, построенная в благодарность за спасение во время стрелецкого бунта (возведена по образцу Трапезной церкви в Троице-Сергиевой лавре);
надвратная церковь Покрова, братский корпус и двухъярусная колокольня.
В 1812 году монастырь сильно пострадал от нашествия французской армии. В строениях обители расположились наполеоновские кавалеристы, которые разграбили ценности и осквернили храмы. Также в монастыре производились расстрелы жителей, обвиненных в поджоге города. Часть ценностей из ризницы были вывезены архимандритом Иоанникием в Ярославль.
В дальнейшем обитель стала настоящим просветительским центром столицы. В ней было организовано духовное училище, хранилась обширная епархиальная библиотека, а в 1863 году стали проводиться собрания «Общества духовного просвещения», благословленного Филаретом (Дроздовым).
Советское время
В советские годы монастырь был закрыт, и в нем разместились квартиры. Однако в 1920-е годы храмы продолжали быть действующими. Вскоре была организована крупная подпольная монашеская община во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым). В 1929 году все храмы были окончательно закрыты. В Боголюбской церкви расположился завод по ремонту сельхозтехники, в Сергиевской – спортивный зал, а в древнем соборе святителя Петра – литейный цех, а в братских кельях – коммунальные квартиры. Здания монастыря были сильно изменены – купола с крестами были срублены, некоторые сооружения перестроены под новые нужды. В 1950-х годах планировалось даже снести обитель, в целях расширения улицы. К счастью, этого все же не произошло, и уже в 1959 году она получила статус ценного архитектурного памятника. В монастыре был организован филиал Государственного литературного музея, а также расположились Общество охраны памятников, Росизопропаганда и иные учреждения.
В 1994 году монастырь был передан Русской Православной Церкви. Постепенно началось восстановление монашеской жизни. В 2017-2018 годах были проведены масштабные реставрационные работы.
Архитектурный ансамбль монастыря
- Собор святителя Петра – древнейшее здание обители. Имеет необычную архитектуру – построен в виде восьмигранной башни. В 1690 году был частично перестроен и приобрел некоторые черты «московского барокко».
- Собор Боголюбской иконы Божией Матери – был построен в 1684-1685 годах над могилами убитых во время стрелецкого бунта дядьев царя Петра – Ивана и Афанасия Нарышкиных. В дальнейшем здесь было похоронено 18 представителей этого рода. Храм сильно пострадал в советское время, все надгробия усыпальницы были уничтожены.
- Церковь Сергия Радонежского – выстроена в 1690-1702 годах в стиле «нарышкинского барокко». Сильно перестраивалась как в дореволюционное время, так и после революции.
- Церковь Толгской иконы Божией Матери – небольшой одноглавый храм на подклете, выстроен в середине XVIIIвека на средства родственницы Петра I статс-дамы Н.А. Нарышкиной. Посвящение Толгской иконе неслучайно, так как именно в день ее празднования, 8 августа, Петр спасся от стрелецкого бунта в Троице-Сергиевой лавре.
- Церковь Петра и Павла – построена в 1753-1755 годах и представляет собой классический восьмерик на четверике. Храм богато украшен наличниками, пилястрами и треугольными фронтонами, имеет открытое гульбище.
- Надвратная Покровская церковь – выстроена в 1690-1696 годах в память о погибших Иване и Афанасии Нарышкиных. В 1812 году была полностью разорена, и с тех пор богослужения в ней долгое время не проводились. В 1865 году была освящена вновь, а в советское время снова закрыта. Лишь в 1998 году в ней были возобновлены богослужения.
Святыни обители
Главной святыней являются, конечно, мощи святителя Петра. Ковчег с частицей мощей хранится в алтаре Сергиевской церкви, приложиться к нему можно каждую субботу во время всенощной.
Другие почитаемые святыни – частица мощей преподобного Серафима Саровского и кусочек его мантии и камня, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг – хранятся в ковчеге в Сергиевском храме. В этом же ковчеге, именуемом Дивеевским, также присутствуют мощи преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского и других почитаемых святых.
Нельзя не упомянуть и о даре Киево-Печерской лавры – ковчежце с мощами Киево-Печерских святых, а также о подарке Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – кресте с частицей Креста Господня.
Интересные факты
Монастырь повлиял на топонимику Тверского района. Именно по нему улица, на которой он находится, называется Петровкой, а неподалеку расположены Петровские переулки и Петровский пассаж.
При монастыре с XV века располагалось кладбище, на котором хоронили представителей знатных фамилий. В советское время на территории обители проводились археологические раскопки, во время которых были найдены надгробные плиты и саркофаги. Ныне они выставлены у южной стены церкви Сергия Радонежского.
В настоящее время Высоко-Петровский монастырь продолжает сохранять статус духовно-просветительского центра столицы. При нем действует молодежный клуб, регулярно проводящий интересные встречи с известными личностями, кофейня и экскурсионная служба.