Храм Христа Спасителя
Он буквально возродился из пепла… Трагическая история храма Христа Спасителя, взорванного большевиками в 1931 году, известна всем. И не менее примечательна история его полного восстановления в еще более величественном и роскошном облике…
Проекты храма
Проект храма Христа Спасителя был представлен императору Александру I в 1813 году. Храм должен был быть посвящен победе в Отечественной войне 1812 года. Изначально планировалось, что масштабное строение будет располагаться на Воробьевых горах, но впоследствии, уже при Николае I, от этой идеи отказались, в связи с высокой вероятностью оползней.
Архитектором будущего главного храма страны был назначен Карл Витберг (в православии Александр Лаврентьевич Витберг). По его замыслу, здание прямоугольной формы с большим круглым куполом посередине должно было символизировать связь человека с Богом.
Однако Витберг оказался не самым успешным администратором, строительство явно затягивалось – и закончилось все ссылкой архитектора в Вятку за растрату казенных средств. Его место занял любимец Николая I Константин Андреевич Тон, создавший проект в помпезном русско-византийском стиле с элементами эклектики.
Отношение к проекту
Любопытно, но проект архитектора Константина Тона не считался современниками талантливым и интересным. Так, например, художник Василий Верещагин считал, что это откровенная копия с мавзолея Тадж-Махал… Правда, когда его пригласили расписывать стены храма, он поменял свое мнение на более благосклонное.
Затянувшееся строительство
Работы по строительству храма продолжались ровно 70 лет… От первого представления проекта в 1813 году до освящения собора в 1883-м. Непосредственное возведение здания на нынешнем месте началось в 1837 году. Непосредственно руководил строительством ученик Константина Тона архитектор Иосиф Каминский. Для удобства доставки гранита и мрамора был даже специально прорыт Екатерининский канал, соединяющий Москву-реку с Волгой и проходящий через Дубну, Сестру и Истру.
Уничтожение храма
Уже в первые годы советской власти начали звучать идеи о том, что на месте храма Христа Спасителя необходимо построить Дворец Советов, который должен был демонстрировать победу новой власти над всем «старым» и «отжившим». Озвучена эта идея была в 1922 году, однако реализацией ее занялись только в 1931-м. Именно тогда и был выпущен указ о сносе храма.
Сначала строение разбирали вручную – благодаря этому сохранились, в частности, барельефы с изначального храма, находящиеся ныне на кладбище Донского монастыря. Затем было принято решение взорвать основной массив здания. Два взрыва прогремели 5 декабря 1931 года. Обломки разбирались еще на протяжении целых полутора лет.
Строительство Дворца было начато в 1935 году, успели вырыть котлован и заложить фундамент. Но после начала Великой Отечественной войны проект застопорился, а фундамент был разобран. Окончательно от идеи дворца отказались в 1956 году, и на этом месте возник открытый бассейн «Москва».
Детали подлинного храма, разбросанные по всей Москве
Несмотря на то, что исторический храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году и, казалось бы, полностью уничтожен – его элементы можно найти в совершенно неожиданных местах столицы.
Так, например, мрамор из отделки храма был использован при строительстве и украшении станций метро «Театральная», «Охотный ряд», «Кропоткинская». А про то, что на «Новокузнецкой» стоят подлинные скамьи из храма, знают многие.
Один из колоколов храма перенесли на Северный речной вокзал, а яшмовые колонны использовали для отделки приемной ректора МГУ (или же, предположительно, для зала ученого совета).
Восстановительные работы. Возрождение святыни
О необходимости восстановления храма впервые заговорили еще при СССР, эта идея широко обсуждалась после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.
В 1990 году был поставлен закладной камень и открылся сбор средств для восстановления святыни. Уже в 1994 году начались работы по строительству. Новый проект был максимально близок к оригиналу, однако было решено все же немного изменить и расширить изначальный замысел, добавив к строению стилобатную часть (цокольный этаж) с залом Церковных Соборов и залом совещаний Священного Синода, церковью Преображения Господня и другими помещениями. Также современная версия отличается от изначального проекта бронзовыми барельефами – в оригинале они были из светлого мрамора.
Новый храм был полностью построен за неполных шесть лет – в отличие от первого, чье строительство затянулось на весьма длительный период. Высота храма соответствует историческому строению и составляет 103 метра. Архитекторами проекта в разное время были Михаил Посохин, Алексей Денисов и Зураб Церетели. В настоящий момент храм является самым большим на территории России и способен вместить до 10 тысяч верующих.
Интерьер храма
Современный интерьер храма почти полностью повторяет оригинальный. Над созданием росписей – как в веке XIX-м, так и на рубеже XX-XXI веков – работали выдающиеся мастера и художники своего времени. Ранее это были В.В. Верещагин, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, Ф.А. Бруни, а в наше время – скульптор А.И. Лохтачев, В.И. Нестеренко и др. Многие отмечали, что во внутреннем убранстве удалось достигнуть даже большей достоверности и схожести с образцом, нежели чем в наружных украшениях.
Святыни храма
Главными реликвиями, хранящимися в храме Христа Спасителя, являются частицы ризы Иисуса Христа и Богородицы, Гвоздь Креста Господня, мощи святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и глава святителя Иоанна Златоуста. Также в храме можно поклониться чудотворным иконам Владимирской и Смоленской-Устюженской Божией Матери.
Величественный храм Христа Спасителя – это настоящий символ современной Православной Руси. Он знаменует возрождение Православия, возвращение к истокам, к истинной вере и подлинным неизменным идеалам.